В рамках расширенного “черного списка” офшорных зон, куда попали все недружественные на текущий момент по отношению к РФ государства, контролируемые сделки с такими лицами подлежат ТЦО контролю.
Стоит сразу отметить, что закон внес и небольшие изменения в виде смягчений. Из-под ТЦО контроля уходят:
- Сделки с независимыми экспортно-кредитными агентствами/ банками, которые расположены в юрисдикциях расширенного перечня офшоров.
- Сделки с невзаимозависимыми лицами из расширенного перечня офшоров, при условии неизменности методик ценообразования после 1 марта 2022 года.
Ужесточение требований к раскрытию информации в различных формах ТЦО отчетности
Дополнительную информацию теперь нужно будет раскрывать во многих формах ТЦО отчетности, которые в принципе существуют в Налоговом кодексе РФ.Напомним, что ТЦО документация готовится в свободной форме и предоставляется в налоговый орган по запросу в рамках ТЦО проверки. Свободная форма ТЦО документации становится все более условной по мере того, как в ст.115 попадают новые требования относительно того, что должно содержаться в ТЦО документации.
Что нового привнес закон?
- Помимо функционального анализа, в котором поясняется как функции, риски и активы делятся между сторонами сделки, теперь необходимо предоставить подтверждающие документы по функциональному анализу.
- Также, по сделкам с аффилированными иностранными агентами необходимо дополнительно раскрывать сведения о доходах и расходах, численности сотрудников, финансовом результате конкретного контрагента, стоимости основных средств и нематериальных активов за отчетный период, в котором такая сделка совершается.
- Также, совместно с ТЦО документацией или, если финансовая отчетность на этот момент еще не готова, то в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года, необходимо предоставить подтверждающие документы, в том числе финансовую отчетность контрагента, если она составляется.
- Регистрационные документы иностранного контрагента и сведения о лицах, выступающих от его имени при совершении сделки, должны также быть предоставлены.
- Применение методов ТЦО становится обязательным, также, как и сведений о корректировках.
Штрафы за нарушения в сфере трансфертного образования
Вышеупомянутые существенные расширения к раскрытию информации в ТЦО отчетности, в первую очередь, связаны с тем, что налоговые органы утратили возможность получать необходимую информацию в рамках обмена в особенности с недружественными странами. Обновленные нормы вводятся одновременно с кратным увеличением штрафных санкций.Напомним, что до конца 2023 года действовал мораторий на штрафы. Помимо того, что с 01.01.2024 г. мораторий закончился, сами штрафы сильно изменились. Ранее штрафы по ТЦО нарушениям и так были немаленькие, теперь за отклонение цен от рыночного уровня, которые различаются для контролируемых сделок с российскими контрагентами и с иностранными контрагентами, грозит:
- По сделкам с российскими контрагентами - если применили нерыночную цену, и это привело к начислению налога на прибыль, штраф - 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс руб.
- По сделкам с иностранными контрагентами - штраф определяется в размере неуплаченной суммы налога с дохода в виде условных дивидендов (в общем случае по ставке 15%), но не менее 500 000 руб.
Важно подчеркнуть, что ст. 129.3 НК РФ в нынешней редакции ФЗ от 27.11.2023 №539-ФЗ, есть положение о том, что налогоплательщик освобождается от ответственности по этой статье, в случае если он предоставил в налоговый орган документацию с обоснованием рыночности цены. Теперь это послабление сохранено только в рамках сделок с российскими контрагентами. По сделкам с иностранными контрагентами такой возможности больше нет. Даже если налогоплательщик подготовил документацию и предоставил ее в налоговый орган, по-прежнему может быть штраф. Если налоговый орган оспорил документацию и посчитал, что цена все равно нерыночная, в данном случае все равно может быть наложен штраф.
Очень сильно возросли штрафы за непредоставление или недостоверное предоставление отчетности в рамках трансфертного ценообразования. Согласно ст. 129.4 НК РФ, ст. 129.9 НК РФ, ст. 129.11 НК РФ в редакции ФЗ от от 27.11.2023 N 539-ФЗ, теперь:
Основание для штрафа |
Старый штраф |
Новый штраф |
Штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках |
5 тыс руб. |
100 тыс. руб. |
Штраф за непредоставление уведомления об участии в международных группах компаний |
50 тыс. руб. |
500 тыс. руб. |
Штраф за непредоставление в срок странового отчета |
100 тыс. руб. |
1 млн руб. |
Штраф за непредоставление в срок национальной документации |
100 тыс. руб. |
1 млн руб. |
Штраф за непредоставление в срок глобальной документации |
100 тыс. руб. |
1 млн руб. |
Штраф за непредоставление в срок документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) |
- |
500 тыс. руб. |
Штраф за непредоставление в срок сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний, финансовой отчетности международной группы компаний |
- |
1 млн руб. |
Важно отметить, что появился штраф за непредоставление документации по конкретной сделке. Раньше штраф за непредоставление ТЦО документации по запросу налогового органа сам по себе не взимался, там присутствовали другие последствия. Теперь за это потенциально грозит штраф в размере 500 тыс. руб.
Основания для блокировки счетов
Действуя с начала этого года, согласно п. 3.2 ст. 76 НК РФ, в случаях непредоставления расчета сумм по доходам, которые были выплачены иностранным организациям, и удержанным налоговым обязательствам в течение 20 дней по истечении установленного срока, налоговые органы имеют право блокировать операции по счетам.Возобновление операций по счетам возможно не позднее дня, следующего за днем представления налоговым агентом запрошенного расчета.
Тематика трансфертного образования должна быть ключевой для компаний, которые стремятся предотвратить налоговые риски. Необходимо пересматривать внутренние политики в области ТЦО, подходы, в некоторых случаях - менять структуру с целью сокращения количества контролируемых сделок в периметре и т.п. Информация для подготовки документации должна собираться в периоде совершения самих сделок. Данные процедуры забирают большое количество ресурсов у компании.