Дата публикации: 25.02.2024
В конце января Федеральная Налоговая Служба выпустила Письмо от 29 января 2024 г. N ШЮ-4-13/796@ для разъяснения процесса налогового контроля в рамках сделок между взаимозависимыми лицами. Основные моменты стимулируют налогоплательщиков к сотрудничеству с ФНС. О самых важных пунктах данного письма, которые усиливают полномочия ФНС при совершении контролируемых сделок, расскажем в нашем сегодняшнем материале.
Согласно НК РФ, цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны быть эквивалентны ценам в аналогичных транзакциях между несвязанными сторонами.
ФНС устанавливает правила ценообразования контролируемых сделок, согласно п. 2 ст. 105.3 Налогового кодекса.
В Налоговом кодексе закреплен принцип, по которому ФНС имеет все полномочия по проверке рыночных цен, по которым совершались/ совершаются сделки между взаимозависимыми лицами, так они они считаются обоснованными для целей налогообложения.
Какие полномочия НЕ распространяются на территориальные налоговые органы:
Также, стоит добавить, что пересмотр налоговых обязательств может происходить на основании проверки расходов как по контролируемым, так и не по контролируемым сделкам на предмет соответствия положениям ст.252 НК РФ. Тут будут отсылки к требованиям, указанным в Письме ФНС России от 6 августа 2020 г. N ШЮ-4-13/12599@.
Корректировки налоговой задолженности, в случаях поступления данных от межрегиональной инспекции по ценам, могут производиться налогоплательщиком самостоятельно. В таком контексте, пояснения предоставлять не надо.
Согласно НК РФ, цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны быть эквивалентны ценам в аналогичных транзакциях между несвязанными сторонами.
ФНС устанавливает правила ценообразования контролируемых сделок, согласно п. 2 ст. 105.3 Налогового кодекса.
В Налоговом кодексе закреплен принцип, по которому ФНС имеет все полномочия по проверке рыночных цен, по которым совершались/ совершаются сделки между взаимозависимыми лицами, так они они считаются обоснованными для целей налогообложения.
Полномочия между территориальными налоговыми органами
Какие полномочия распространяются на территориальные налоговые органы:- Проверка корректности заполнения уведомлений по контролируемым сделкам
- В случае каких-либо нарушений при заполнении - привлечение к ответственности
- В случаях, если налогоплательщик не отчитался по контролируемым сделкам или были выявлены незадекларированные операции, есть вероятность наложения штрафа
- Тех поддержка для сбора по указанию ФНС информации и запроса документов
Какие полномочия НЕ распространяются на территориальные налоговые органы:
- Запрос документов для проверки цен в рамках контролируемых сделок
- Право самостоятельного установления рыночных цен в сделках под контролем ФНС
- Проведение проверок по соответствию цен рыночным в контролируемых сделках без авторизации ФНС
Пересмотр налоговых обязательств
Несмотря на это, стоит отметить, что в письме ФНС обратила внимание на то, что иные полномочия территориальных налоговых органов в полной мере сохраняются. В случае обнаружения в рамках контролируемых сделок обстоятельств, соответствующих ст.54.1 НК РФ, есть вероятность пересмотра налоговых обязательств по контролируемым сделкам. Ревизии будут производиться на основе подходов, зафиксированных в Письме ФНС России от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/3060@.Также, стоит добавить, что пересмотр налоговых обязательств может происходить на основании проверки расходов как по контролируемым, так и не по контролируемым сделкам на предмет соответствия положениям ст.252 НК РФ. Тут будут отсылки к требованиям, указанным в Письме ФНС России от 6 августа 2020 г. N ШЮ-4-13/12599@.
Самостоятельная корректировка налоговой задолженности
Согласно п.6 ст.105.3 НК РФ, в которой указаны общие положения по контролируемым сделкам, возможна самостоятельная корректировка налоговой базы и соответствующих налогов после окончания года, в котором были совершены такие сделки. Это происходит в случаях, когда налогоплательщик с взаимозависимыми лицами использует цены, не соответствующие рыночным, что влечет за собой потенциальное завышение убытков или недоплате налогов.Уточнения при корректировке налоговой задолженности
Вносятся в пояснения, прилагаемые к налоговой декларации, где должны содержатся следующие данные:- дата и номер договора
- стоимость предмета сделки и характеристики сделки, указанные в договоре
- метод расчета, применяемый для выявления налоговых целей по доходам
- сведения об участниках сделки
- любая дополнительная информация, считаемая важной в рамках сделки
Корректировки налоговой задолженности, в случаях поступления данных от межрегиональной инспекции по ценам, могут производиться налогоплательщиком самостоятельно. В таком контексте, пояснения предоставлять не надо.