Главная \ О компании \ Блог \ Налоговый контроль ИФНС (поиск налоговой выгоды) по контролируемым сделкам в 2024 году

Налоговый контроль ИФНС (поиск налоговой выгоды) по контролируемым сделкам в 2024 году

В конце января Федеральная Налоговая Служба выпустила Письмо от 29 января 2024 г. N ШЮ-4-13/796@ для разъяснения процесса налогового контроля в рамках сделок между взаимозависимыми лицами. Основные моменты стимулируют налогоплательщиков к сотрудничеству с ФНС. О самых важных пунктах данного письма, которые усиливают полномочия ФНС при совершении контролируемых сделок, расскажем в нашем сегодняшнем материале.

Согласно НК РФ, цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны быть эквивалентны ценам в аналогичных транзакциях между несвязанными сторонами.

ФНС устанавливает правила ценообразования контролируемых сделок, согласно п. 2 ст. 105.3 Налогового кодекса.
В Налоговом кодексе закреплен принцип, по которому ФНС имеет все полномочия по проверке рыночных цен, по которым совершались/ совершаются сделки между взаимозависимыми лицами, так они они считаются обоснованными для целей налогообложения.

Полномочия между территориальными налоговыми органами

Какие полномочия распространяются на территориальные налоговые органы:
  1. Проверка корректности заполнения уведомлений по контролируемым сделкам
  2. В случае каких-либо нарушений при заполнении - привлечение к ответственности
  3. В случаях, если налогоплательщик не отчитался по контролируемым сделкам или были выявлены незадекларированные операции, есть вероятность наложения штрафа
  4. Тех поддержка для сбора по указанию ФНС информации и запроса документов
Напомним, что при некорректном предоставлении данных или при отсутствие предоставления данных по сделкам ФНС в рамках ст.129.4 НК РФ предусмотрена ответственность.

Какие полномочия НЕ распространяются на территориальные налоговые органы:
  1. Запрос документов для проверки цен в рамках контролируемых сделок
  2. Право самостоятельного установления рыночных цен в сделках под контролем ФНС
  3. Проведение проверок по соответствию цен рыночным в контролируемых сделках без авторизации ФНС

Пересмотр налоговых обязательств

Несмотря на это, стоит отметить, что в письме ФНС обратила внимание на то, что иные полномочия территориальных налоговых органов в полной мере сохраняются. В случае обнаружения в рамках контролируемых сделок обстоятельств, соответствующих ст.54.1 НК РФ, есть вероятность пересмотра налоговых обязательств по контролируемым сделкам. Ревизии будут производиться на основе подходов, зафиксированных в Письме ФНС России от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/3060@.

Также, стоит добавить, что пересмотр налоговых обязательств может происходить на основании проверки расходов как по контролируемым, так и не по контролируемым сделкам на предмет соответствия положениям ст.252 НК РФ. Тут будут отсылки к требованиям, указанным в Письме ФНС России от 6 августа 2020 г. N ШЮ-4-13/12599@.

Самостоятельная корректировка налоговой задолженности

Согласно п.6 ст.105.3 НК РФ, в которой указаны общие положения по контролируемым сделкам, возможна самостоятельная корректировка налоговой базы и соответствующих налогов после окончания года, в котором были совершены такие сделки. Это происходит в случаях, когда налогоплательщик с взаимозависимыми лицами использует цены, не соответствующие рыночным, что влечет за собой потенциальное завышение убытков или недоплате налогов.

Уточнения при корректировке налоговой задолженности

Вносятся в пояснения, прилагаемые к налоговой декларации, где должны содержатся следующие данные:
  • дата и номер договора
  • стоимость предмета сделки и характеристики сделки, указанные в договоре
  • метод расчета, применяемый для выявления налоговых целей по доходам
  • сведения об участниках сделки
  • любая дополнительная информация, считаемая важной в рамках сделки
В случаях, если пояснения не предоставляются одновременно с уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль, налоговый орган вправе направить требование налогоплательщику о предоставлении данных. Запрос происходит исключительно по необходимым сведениям, указанным выше, без каких-либо дополнений.

Корректировки налоговой задолженности, в случаях поступления данных от межрегиональной инспекции по ценам, могут производиться налогоплательщиком самостоятельно. В таком контексте, пояснения предоставлять не надо.

Последствия для налогоплательщика

Следует отметить, что ФНС РФ имеет право инициировать аудит в отношение налогоплательщиков, которые задействованы в расчетах с взаимозависимыми лицами, на предмет анализа корректности начислений и налоговых выплат в рамках таких транзакций. Однако, согласно п.1 ст.105.17 НК РФ оценка не проводится в рамках стандартных камеральных и выездных проверок
Бесплатная консультация
Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся в самое ближайшее время!
Адрес:
199004, Россия, г. Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского Oстрова, д. 54, офис 10
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить