Главная \ О компании \ Блог \ Налоговый мониторинг 2024 - Часть II

Налоговый мониторинг 2024 - Часть II

В продолжение к предыдущей статье про налоговый мониторинг в 2024 году рассмотрим преимущества и недостатки налогового мониторинга для, а также изменения, вступившие в силу с апреля 2024 года.

Преимущества налогового мониторинга

Главным преимуществом, которые видят компании-участники системы налогового мониторинга – это сокращение сроков проведения налоговых мероприятий.

Также, для многих негласным преимущество становится своеобразная оптимизация многих внутренних бизнес-процессов компании, для соответствия нормам и ожиданиям режима налогового мониторинга. Если смотреть поверхностно, то речь идет о налаживании внутреннего взаимодействия, расставлении контролей, однако, на деле все гораздо сложнее.

Проект налогового мониторинга вовлекает большое количество подразделений в работу и в том числе в ту, которая требует нового подхода. Это - службы внутреннего контроля, внутреннего аудита, IT специалисты, департаменты безопасности и т.п.. Выстраивание взаимодействия этих процессов внутри компании - это очень важно и это своеобразный вызов.

Тут также могут появиться новые функции. Например, HR. Таких специалистов, как налоговик, который специализируется и знает СВК, а также методологию внутренних контролей, - единицы. И под эти задачи нужно с одной стороны – обучать людей, а также нужно как многие компании организовывать штатные единицы и отделы по работе с СВК в рамках налогового мониторинга и взаимодействия с налоговым органом.

Иные преимущества, о которых также стоит упомянуть:
  • Элиминация камеральных и выездных проверок
  • Сокращение сроков налогового контроля
  • Снижение временных, финансовых и трудовых затрат на налоговое администрирование
  • Получение мотивированного мнения относительно совершенных или запланированных сделок, а также возможность согласования позиций по вопросам налогообложения с налоговым органом
  • Минимизация налоговых рисков
  • Отсутствие штрафов и пени
  • Снижение вероятности потенциальных судебных дел по налоговым спорам
  • Подтверждение репутации добросовестного налогоплательщика

Недостатки налогового мониторинга

К недостаткам можно отнести:
  • Полное раскрытие информации государственным органам.
  • Риски увеличения налоговых платежей и др. риски.
  • Постоянный налоговый контроль.
  • Высокие требования к системе внутреннего контроля и автоматизации.
  • Необходимость изменения или внедрения новых ИТ-систем. Соответственно, большие затраты на данные оптимизации.
  • Неопределенность в подходах налоговых органов к проверке СВК и др.
  • Необходимость постоянной актуализации системы управления рисками и внутреннего контроля.
  • Перевод на учет в другой налоговый орган (МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам),но для некоторых может быть и плюсом).

Основания для отказа или прекращения налогового мониторинга

Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным.

Основания для отказа:
  1. Непредоставление или представление не в полном объеме организацией необходимой информации (документов)
  2. Несоблюдение организацией критериев
  3. Несоответствие Регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям
  4. Несоответствие применяемой организацией Системы внутреннего контроля установленным требованиям.
Взаимодействие и получение информации налоговым органом в рамках налогового мониторинга

1. Компания предоставляет доступ налоговому органу к информационным системам учета
2. Информационные системы компании, которая оперирует в рамках налогового мониторинга, должны соответствовать требованиям ФНС
3. Компания раскрывает налоговому органу в соответствие с утвержденными формами информацию о системе внутреннего контроля (СВК)
4. Компания согласовывает с налоговым органом спорные вопросы в рамках налогообложения
5. Компания предоставляет подтверждающие первичные документы в объемах, которые зависят от зрелости системы внутреннего контроля организации

Мотивированное мнение

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Мотивированное мнение можно получить:
  1. По инициативе налогового органа - если установлены факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;
  2. По запросу компании - если есть неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства.
    Налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных компанией в контролируемых сделках, рыночным ценам.
Налоговый орган в срок не позднее 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, уведомляет организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных компании в ходе проведения налогового мониторинга.
 

Способы информационного взаимодействия

На сегодняшний день возможны следующие сценарии взаимодействия с налоговым органом в рамках налогового мониторинга:
  1. Удаленный доступ к учетной системе налогоплательщика.
    В этом случае налоговой инспекции предоставляется неограниченный доступ через отдельную учетную запись пользователя.
  2. Дистанционный доступ к “витрине данных”. Это - комплексное решение, позволяющее унифицировать разрозненные программные блоки налогоплательщика, то есть разные учетные системы и при необходимости имплементировать информацию, например, из CRM системы и неавтоматизированных блоков агрегации информации.
  3. Предоставление полной копии учетной базы данных по состоянию на отчетную дату.
Каждое из этих решений обладает своими плюсами и минусами.

Изменения, вступившие в силу с апреля 2024 года

С 01.04.2024 в ФЗ от 31.07.2023 №389-ФЗ вступили в силу некоторые изменения:
  1. В п. 4.4 и 4.5 статьи 105.30 НК РФ Теперь будет зафиксирован порядок отзыва и отказа в рассмотрении запроса на мотивированное мнение.
  2. Также, внесены изменения в п.7 статьи 176.1 НК РФ, теперь исключен двухмесячный срок для направления заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС и акцизов.
  3. Согласно п.2 ст. 203.1 НК РФ исключен двухмесячный срок для направления заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС и акцизов.
Стоит отметить, что с каждым годом режим налогового мониторинга становится удобнее и доступнее. Многие игроки на рынке подключаются к программе, другие ожидают снижения порогов для перехода на новый уровень работы. Если ваша компания удовлетворяет критериям и готова вступить в инновационную систему налогового мониторинга, мы готовы оказать помощь и поддержку в этом процессе.
Бесплатная консультация
Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся в самое ближайшее время!
Адрес:
199004, Россия, г. Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского Oстрова, д. 54, офис 10
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить