Дата публикации: 25.04.2024
В продолжение к предыдущей статье про налоговый мониторинг в 2024 году рассмотрим преимущества и недостатки налогового мониторинга для, а также изменения, вступившие в силу с апреля 2024 года.
Также, для многих негласным преимущество становится своеобразная оптимизация многих внутренних бизнес-процессов компании, для соответствия нормам и ожиданиям режима налогового мониторинга. Если смотреть поверхностно, то речь идет о налаживании внутреннего взаимодействия, расставлении контролей, однако, на деле все гораздо сложнее.
Проект налогового мониторинга вовлекает большое количество подразделений в работу и в том числе в ту, которая требует нового подхода. Это - службы внутреннего контроля, внутреннего аудита, IT специалисты, департаменты безопасности и т.п.. Выстраивание взаимодействия этих процессов внутри компании - это очень важно и это своеобразный вызов.
Тут также могут появиться новые функции. Например, HR. Таких специалистов, как налоговик, который специализируется и знает СВК, а также методологию внутренних контролей, - единицы. И под эти задачи нужно с одной стороны – обучать людей, а также нужно как многие компании организовывать штатные единицы и отделы по работе с СВК в рамках налогового мониторинга и взаимодействия с налоговым органом.
Иные преимущества, о которых также стоит упомянуть:
Основания для отказа:
1. Компания предоставляет доступ налоговому органу к информационным системам учета
2. Информационные системы компании, которая оперирует в рамках налогового мониторинга, должны соответствовать требованиям ФНС
3. Компания раскрывает налоговому органу в соответствие с утвержденными формами информацию о системе внутреннего контроля (СВК)
4. Компания согласовывает с налоговым органом спорные вопросы в рамках налогообложения
5. Компания предоставляет подтверждающие первичные документы в объемах, которые зависят от зрелости системы внутреннего контроля организации
Мотивированное мнение можно получить:
Преимущества налогового мониторинга
Главным преимуществом, которые видят компании-участники системы налогового мониторинга – это сокращение сроков проведения налоговых мероприятий.Также, для многих негласным преимущество становится своеобразная оптимизация многих внутренних бизнес-процессов компании, для соответствия нормам и ожиданиям режима налогового мониторинга. Если смотреть поверхностно, то речь идет о налаживании внутреннего взаимодействия, расставлении контролей, однако, на деле все гораздо сложнее.
Проект налогового мониторинга вовлекает большое количество подразделений в работу и в том числе в ту, которая требует нового подхода. Это - службы внутреннего контроля, внутреннего аудита, IT специалисты, департаменты безопасности и т.п.. Выстраивание взаимодействия этих процессов внутри компании - это очень важно и это своеобразный вызов.
Тут также могут появиться новые функции. Например, HR. Таких специалистов, как налоговик, который специализируется и знает СВК, а также методологию внутренних контролей, - единицы. И под эти задачи нужно с одной стороны – обучать людей, а также нужно как многие компании организовывать штатные единицы и отделы по работе с СВК в рамках налогового мониторинга и взаимодействия с налоговым органом.
Иные преимущества, о которых также стоит упомянуть:
- Элиминация камеральных и выездных проверок
- Сокращение сроков налогового контроля
- Снижение временных, финансовых и трудовых затрат на налоговое администрирование
- Получение мотивированного мнения относительно совершенных или запланированных сделок, а также возможность согласования позиций по вопросам налогообложения с налоговым органом
- Минимизация налоговых рисков
- Отсутствие штрафов и пени
- Снижение вероятности потенциальных судебных дел по налоговым спорам
- Подтверждение репутации добросовестного налогоплательщика
Недостатки налогового мониторинга
К недостаткам можно отнести:- Полное раскрытие информации государственным органам.
- Риски увеличения налоговых платежей и др. риски.
- Постоянный налоговый контроль.
- Высокие требования к системе внутреннего контроля и автоматизации.
- Необходимость изменения или внедрения новых ИТ-систем. Соответственно, большие затраты на данные оптимизации.
- Неопределенность в подходах налоговых органов к проверке СВК и др.
- Необходимость постоянной актуализации системы управления рисками и внутреннего контроля.
- Перевод на учет в другой налоговый орган (МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам),но для некоторых может быть и плюсом).
Основания для отказа или прекращения налогового мониторинга
Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным.Основания для отказа:
- Непредоставление или представление не в полном объеме организацией необходимой информации (документов)
- Несоблюдение организацией критериев
- Несоответствие Регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям
- Несоответствие применяемой организацией Системы внутреннего контроля установленным требованиям.
1. Компания предоставляет доступ налоговому органу к информационным системам учета
2. Информационные системы компании, которая оперирует в рамках налогового мониторинга, должны соответствовать требованиям ФНС
3. Компания раскрывает налоговому органу в соответствие с утвержденными формами информацию о системе внутреннего контроля (СВК)
4. Компания согласовывает с налоговым органом спорные вопросы в рамках налогообложения
5. Компания предоставляет подтверждающие первичные документы в объемах, которые зависят от зрелости системы внутреннего контроля организации
Мотивированное мнение
Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.Мотивированное мнение можно получить:
- По инициативе налогового органа - если установлены факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;
- По запросу компании - если есть неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства.
Налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных компанией в контролируемых сделках, рыночным ценам.
Способы информационного взаимодействия
На сегодняшний день возможны следующие сценарии взаимодействия с налоговым органом в рамках налогового мониторинга:- Удаленный доступ к учетной системе налогоплательщика.
В этом случае налоговой инспекции предоставляется неограниченный доступ через отдельную учетную запись пользователя. - Дистанционный доступ к “витрине данных”. Это - комплексное решение, позволяющее унифицировать разрозненные программные блоки налогоплательщика, то есть разные учетные системы и при необходимости имплементировать информацию, например, из CRM системы и неавтоматизированных блоков агрегации информации.
- Предоставление полной копии учетной базы данных по состоянию на отчетную дату.
Изменения, вступившие в силу с апреля 2024 года
С 01.04.2024 в ФЗ от 31.07.2023 №389-ФЗ вступили в силу некоторые изменения:- В п. 4.4 и 4.5 статьи 105.30 НК РФ Теперь будет зафиксирован порядок отзыва и отказа в рассмотрении запроса на мотивированное мнение.
- Также, внесены изменения в п.7 статьи 176.1 НК РФ, теперь исключен двухмесячный срок для направления заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС и акцизов.
- Согласно п.2 ст. 203.1 НК РФ исключен двухмесячный срок для направления заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС и акцизов.