Дата публикации: 31.08.2024
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ планирует введение сбора для российских компаний, которые продолжают использовать зарубежное программное обеспечение (ПО). Это должно, по их мнению, уравнять иностранное ПО с российским. Следовательно, если у вас российская компания, и для своей деятельности она использует программы зарубежного производства, за это нужно будет заплатить государству.
С одной стороны, государство таким образом пытается поддержать отечественного производителя. Однако, вопрос остается в том: есть ли такие аналоги иностранного софта на российском рынке, которые максимально корректно подойдут для выполнения решений тех задач, с которыми справлялся зарубежный софт ранее?
Также, по мнению министерства, необходимо создать дополнительный экономический стимул для бизнеса, чтобы переходить на отечественные решения.
Причины введения данного законопроекта весьма прозрачны.
По мнению большинства, отечественная система еще не доработана. Но, если программа не будет эксплуатироваться, и ее не будут покупать, она не будет совершенствоваться. Соответственно, этот круг необходимо разорвать.
Государство различными способами принуждает активно пользоваться продуктами российских разработчиков, чтобы они скорее становились удобными, функциональными и т.д.
Еще одним из потенциальных стимулов является снижение налоговой нагрузки с организаций, использующих отечественные решения.
Однако стоит отметить,что частный бизнес не обязан переходить на российское ПО, так как на него законы импортозамещения, действующие для государственных компаний, не распространяются.
По мнению экспертов индустрии, с начала масштабных программ по импортозамещению с 2014 года произошло много положительных событий. Реестр на сегодняшний день содержит порядка 21,000 российских программных продуктов, включая различные операционные системы, базы данных, системы электронного документооборота (ЭДО), антивирусы и т.п.. Поэтому, можно спокойно говорить о том, что российских решений на рынке достаточно много. За эти годы они стали зрелыми, некоторые из них уже получили массовые внедрения. Но не стоит забыать, что сами по себе продукты достаточно сложные и требует отладки в течение долгого времени.
Существуют эффективные программы, которыми пользуются и которыми довольны российские компании, однако, о тотальном замещении говорить достаточно сложно. Одним из негативных недавних примеров был обширный технический трехдневный сбой крупнейшего логистического оператора. Такие моменты в особенности стоит учитывать: для каждого ли бизнеса возможен полный переход при подобных сценариях?
С точки зрения рыночных отношений, рассматривание варианта тотального перехода возможно только при наличии или лучших, либо более дешевых альтернатив. В некоторых отраслях процессы могут встать при таких радикальных решениях со стороны регуляторов.
Одно дело - штрафы, другое дело - радикальные меры, когда российским компаниям не оставляют выбора, кроме как перейти на отечественные аналоги. Все это может очень негативно сказаться не только на капитализации и прибыли компании, но и на эффективности ее работы в целом. Например, если это какой-то еще не отлаженное ПО, и с ним могут быть потенциально проблемы, которые будут тормозить обычную деятельность компании.
Однако, в данном законопроекте есть исключения. Под сборы за пользование иностранным программным обеспечением НЕ попадают:
Ранее об инициативе был известно в июне прошлого года, когда премьер-министр Михаил Мишустин впервые предложил поддержать российских разработчиков ПО. Сборы предлагалось направить на грантовую поддержку и на создание фонда для льготных кредитов российским разработчикам.
Также, ранее речь шла о создании специального счета, куда российские пользователи зарубежного софта начисляли бы средства по прежним тарифам на спецсчет типа «О». В случаях, если оставшиеся средства не будут востребованы правообладателями, они будут все переданы в фонд поддержки IT-отрасли.
На сегодняшний день это всего лишь предположения.
Еще ранее в марте 2022 года Владимир Путин издал указ о запрете эксплуатации зарубежного ПО для критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ. Под это, в частности, попадают компании сети связи и информационных систем, финансовые, транспортные, энергетические, телекоммуникационные, медицинские и другие. Данный запрет вступит в силу уже с 1 января 2025 года. Многие бизнесы, владеющие КИИ должны полностью перейти на отечественное ПО. Однако, многие выразили сомнения относительно вероятности реализации данной задачи в такие короткие сроки, что создает риски для срывов перехода на российские разработки.
Планируется, что законопроект о введении специального сбора будет внесен в Госдуму уже в сентябре этого года.
С одной стороны, государство таким образом пытается поддержать отечественного производителя. Однако, вопрос остается в том: есть ли такие аналоги иностранного софта на российском рынке, которые максимально корректно подойдут для выполнения решений тех задач, с которыми справлялся зарубежный софт ранее?
Также, по мнению министерства, необходимо создать дополнительный экономический стимул для бизнеса, чтобы переходить на отечественные решения.
Причины введения данного законопроекта весьма прозрачны.
По мнению большинства, отечественная система еще не доработана. Но, если программа не будет эксплуатироваться, и ее не будут покупать, она не будет совершенствоваться. Соответственно, этот круг необходимо разорвать.
Государство различными способами принуждает активно пользоваться продуктами российских разработчиков, чтобы они скорее становились удобными, функциональными и т.д.
Еще одним из потенциальных стимулов является снижение налоговой нагрузки с организаций, использующих отечественные решения.
Однако стоит отметить,что частный бизнес не обязан переходить на российское ПО, так как на него законы импортозамещения, действующие для государственных компаний, не распространяются.
По мнению экспертов индустрии, с начала масштабных программ по импортозамещению с 2014 года произошло много положительных событий. Реестр на сегодняшний день содержит порядка 21,000 российских программных продуктов, включая различные операционные системы, базы данных, системы электронного документооборота (ЭДО), антивирусы и т.п.. Поэтому, можно спокойно говорить о том, что российских решений на рынке достаточно много. За эти годы они стали зрелыми, некоторые из них уже получили массовые внедрения. Но не стоит забыать, что сами по себе продукты достаточно сложные и требует отладки в течение долгого времени.
Существуют эффективные программы, которыми пользуются и которыми довольны российские компании, однако, о тотальном замещении говорить достаточно сложно. Одним из негативных недавних примеров был обширный технический трехдневный сбой крупнейшего логистического оператора. Такие моменты в особенности стоит учитывать: для каждого ли бизнеса возможен полный переход при подобных сценариях?
С точки зрения рыночных отношений, рассматривание варианта тотального перехода возможно только при наличии или лучших, либо более дешевых альтернатив. В некоторых отраслях процессы могут встать при таких радикальных решениях со стороны регуляторов.
Одно дело - штрафы, другое дело - радикальные меры, когда российским компаниям не оставляют выбора, кроме как перейти на отечественные аналоги. Все это может очень негативно сказаться не только на капитализации и прибыли компании, но и на эффективности ее работы в целом. Например, если это какой-то еще не отлаженное ПО, и с ним могут быть потенциально проблемы, которые будут тормозить обычную деятельность компании.
Однако, в данном законопроекте есть исключения. Под сборы за пользование иностранным программным обеспечением НЕ попадают:
- Малый и средний бизнес
- Бюджетные организации
- Физические лица
Ранее об инициативе был известно в июне прошлого года, когда премьер-министр Михаил Мишустин впервые предложил поддержать российских разработчиков ПО. Сборы предлагалось направить на грантовую поддержку и на создание фонда для льготных кредитов российским разработчикам.
Также, ранее речь шла о создании специального счета, куда российские пользователи зарубежного софта начисляли бы средства по прежним тарифам на спецсчет типа «О». В случаях, если оставшиеся средства не будут востребованы правообладателями, они будут все переданы в фонд поддержки IT-отрасли.
На сегодняшний день это всего лишь предположения.
Еще ранее в марте 2022 года Владимир Путин издал указ о запрете эксплуатации зарубежного ПО для критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ. Под это, в частности, попадают компании сети связи и информационных систем, финансовые, транспортные, энергетические, телекоммуникационные, медицинские и другие. Данный запрет вступит в силу уже с 1 января 2025 года. Многие бизнесы, владеющие КИИ должны полностью перейти на отечественное ПО. Однако, многие выразили сомнения относительно вероятности реализации данной задачи в такие короткие сроки, что создает риски для срывов перехода на российские разработки.
Планируется, что законопроект о введении специального сбора будет внесен в Госдуму уже в сентябре этого года.