Дата публикации: 11.05.2021
В письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ ФНС дала разъяснения территориальным органам по вопросам применения ст. 54.1 НК РФ. Часть письма посвящена должной осмотрительности.
При выборе контрагента компания должна убедиться в его добросовестности и проверить его по нескольким параметрам. Однако в дальнейшем налоговики должны самостоятельно собрать доказательства того, что контрагент является техническим, а не реальным.
ИФНС должна представить несколько из указанных доказательств:
Если участие технического контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов. Отсутствие деловой переписки, информации о телефонных переговорах с контрагентом — повод для более тщательного анализа сделки. В таком случае ИФНС проверит, была ли проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента.
Как обезопасить компанию:
При выборе контрагента компания должна убедиться в его добросовестности и проверить его по нескольким параметрам. Однако в дальнейшем налоговики должны самостоятельно собрать доказательства того, что контрагент является техническим, а не реальным.
ИФНС должна представить несколько из указанных доказательств:
- Налогоплательщик не знает, где фактически находится контрагент, его технические и торговые помещения.
- Налогоплательщик не может подтвердить возможность контрагента выполнить условия договора, так как не запросил лицензии, разрешительные документы, информацию о производственных цехах и персонале и т.п.
- В открытом доступе нет информации о контрагенте и его деятельности.
- Налогоплательщик не может объяснить, как узнал о контрагенте (посетил сайт, увидел рекламу, воспользовался рекомендациями).
- Должностные лица не владеют информацией об обстоятельствах выбора контрагента, подписания договора и выполнения его условий.
- В процессе обсуждения условий сделки, подписания договора не выявлено взаимодействие с руководителем и ответственными лицами со стороны контрагента. Полномочия должностных лиц не подтверждены документально (нет приказа о праве подписи, доверенности и т.п.)
- Налогоплательщик не изучил сведения о контрагенте с помощью доступных ресурсов.
- Сделка совершена без согласия государственных и иных уполномоченных органов, когда такое согласие необходимо по закону или согласно учредительным документам.
- Нарушена процедура согласования, не соблюден установленный регламент заключения договора (не проведены публичные торги, конкурсная заявка подана с нарушениями и т.п.).
- Недочеты и ошибки в документах (неполные реквизиты, отсутствие в договоре раздела об ответственности сторон и т.п.).
- Условия договора не соответствуют общепринятым правилам делового оборота (санкции, несопоставимые с возможным ущербом, длительные отсрочки платежа и т.п.).
- Анализируемая сделка не соответствует профилю компании или сопряжена со сверхвысокими рисками.
- В договоре прописаны цены значительно выше или ниже рыночных.
- Пакет документов не полный. Например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки.
- Исполнителю не произведена оплата или в расчетах участвуют «неликвидные» векселя.
- Налогоплательщик никак не отреагировал на нарушение договорных обязательств: не составил претензию, не подал иск в суд и т.п.
- В офисе компании находится печать и документация контрагента.
Если участие технического контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов. Отсутствие деловой переписки, информации о телефонных переговорах с контрагентом — повод для более тщательного анализа сделки. В таком случае ИФНС проверит, была ли проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента.
Как обезопасить компанию:
- составить четкий регламент проверки контрагентов;
- тщательно изучать документы и проверять контрагентов в специальных сервисах (ЕГРЮЛ, «Прозрачный бизнес», картотека арбитражных дел и т.д.), документы, подтверждающие проверку контрагента, сохранять в электронном или бумажном виде;
- с помощью критериев ФНС оценить риск хозяйственных операций.