Дата публикации: 31.03.2023
Понятие взаимозависимых лиц раскрыто в ст. 105.1 НК РФ. Такими лицами признаются субъекты, которые могут повлиять на результаты или условия совершаемых между ними сделок.
Перечень взаимозависимых лиц для целей налогообложения:
Методы налогового контроля цен
Первая категория таких сделок – сделки, годовой доход от которых свыше 1 млрд рублей, если выявлено одно из обстоятельств:
Начиная с 1 июня года, следующего за отчетным, инспекторы вправе истребовать у налогоплательщиков документы по конкретной контролируемой сделке (ст. 105.15 НК РФ).
Чтобы выявить реальных выгодополучателей, инспекторы используют следующие методы:
Перечень взаимозависимых лиц для целей налогообложения:
- организация с долей участия в другой организации более 25 %. То есть четверть уставного капитала, акций и т. п. принадлежит такой компании;
- организация и физическое лицо с долей участия в этой компании более 25 %;
- организации, в которых участвует одно и то же физическое лицо, если доля участия более 25 %;
- организация и лицо, уполномоченное назначать (избирать) единоличный исполнительный орган этой организации или участвовать в формировании не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета);
- организации, руководители которых выбирались одним и тем же физическим лицом;
- организации, в которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
- организация и ее директор;
- организации, в которых один и тот же директор;
- организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 %;
- физические лица, где одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
- близкие родственники (супруги, дети, опекуны, родители, сестры и братья).
Виды сделок и ценообразование
В целях уменьшения налогов взаимозависимые лица могут устанавливать цены ниже рыночных. ФНС контролирует ценообразование с помощью разных методов. В главе 14.3 НК РФ подробно описана суть применяемых инструментов анализа.Методы налогового контроля цен
- Метод сопоставимых рыночных цен
- Метод цены последующей реализации
- Затратный метод
- Метод сопоставимой рентабельности
- Метод распределения прибыли
Первая категория таких сделок – сделки, годовой доход от которых свыше 1 млрд рублей, если выявлено одно из обстоятельств:
- стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль;
- один из участников сделки работает на ЕСХН, а остальные применяют иной режим;
- один из участников освобожден от уплаты налога на прибыль;
- один из участников платит НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах, а предметом сделки является полезное ископаемое, при добыче которого НДПИ платится по этой же ставке;
- один или все участники сделки применяют в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль (исключение прописано в пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- другие обстоятельства, указанные в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
- сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств;
- сделки в сфере внешней торговли, предметом которой являются нефть, нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни;
- сделки, где одна из сторон — резидент оффшорной зоны, поименованной в приказе Минфина России от 13.11.2007 № 108н.
Отчетность
Обо всех контролируемых сделках необходимо ежегодно уведомлять ИФНС. Срок подачи уведомления 20 мая (ст. 105.16 НК РФ).Начиная с 1 июня года, следующего за отчетным, инспекторы вправе истребовать у налогоплательщиков документы по конкретной контролируемой сделке (ст. 105.15 НК РФ).
Выявление реальных получателей выгоды
ФНС в письме от 30.12.2022 № СД-4-18/17916@ изложила практику выявления схем уклонения от налогообложения.Чтобы выявить реальных выгодополучателей, инспекторы используют следующие методы:
- анализ движения товарных и денежных потоков для определения конечного получателя доходов;
- поиск информации о конечных получателях доходов и о лицах, фактически руководящих деятельностью должника. Данные берутся с открытых источников, из социальных сетей, из публикаций СМИ и т. п.
- получение информации от Росфинмониторинга для установления конечных получателей доходов, а также определения руководящих лиц (учредителей) оффшорных компаний;
- запрос в банки о бенефициарном владельце должника;
- анализ модели ведения бизнеса для выявления фактов, подтверждающих получение необоснованной выгоды.