Дата публикации: 14.10.2025
29 сентября 2025 года Правительство внесло в Государственную Думу масштабный законопроект № 1026190-8 — пакет поправок к частям первой и второй Налогового кодекса и другим нормативным актам, направленный на обновление налоговой системы.
Проект охватывает все крупные направления: НДС, спецрежимы (УСН, ПСН), страховые взносы, Налог на прибыль, НДФЛ, имущественные налоги, госпошлины и администрирование. Предполагается, что основные нормы вступят в силу с 1 января 2026 года, если закон будет принят в нынешней редакции.
Сегодня в рамках текущей статьи рассмотрим ключевые изменения по направлениям, а также, на что стоит обратить внимание бухгалтерии и бизнесу.
Кроме того, предлагается пересмотреть порядок налогообложения отдельных операций, например реализации имущественных комплексов или оказания электронных услуг иностранными компаниями — для них вводятся уточнённые «расчётные» ставки. Для бизнеса повышение НДС означает увеличение налоговой нагрузки, необходимость пересматривать цены, контракты и финансовые модели. Особенно чувствительно это для компаний с низкой долей входного НДС — розницы, сферы услуг, малого бизнеса, где маржа и без того невелика.
Снижение порога доходов для УСН: с 60 млн → 10 млн руб.
Значительные изменения ждут и «упрощёнку». Законопроект предлагает снизить максимальный порог дохода для применения УСН с нынешних 60 млн до 10 млн рублей в год.
Таким образом, предприниматели и организации, чья выручка превысит этот лимит, автоматически теряют право работать без НДС и должны будут перейти на уплату НДС по ставке 5 или 7 процентов в зависимости от объемов доходов.
С 01.01.2026 налогоплательщик УСН применяет специальную ставку НДС:
Однако для многих малых предприятий и ИП это означает потерю упрощённого режима и необходимость вести полноценный учёт НДС, подавать декларации, отслеживать вычеты, управлять кассовыми разницами и взаимодействовать с налоговой по поводу выставления и корректировки счетов-фактур.
Еще один момент: патентная система (ПСН) также подвергается пересмотру — лимит по доходам для применения ПСН также предлагается снизить до 10 млн руб.
Более того, из перечня видов деятельности, допускаемых на ПСН, предлагаются исключить некоторые популярные виды. Например, такие как: торговля в стационарных торговых залах, грузоперевозки и др.
В результате бизнесу стоит уже сейчас проанализировать свою выручку, спрогнозировать развитие на 2026 год и заранее оценить, не придётся ли перейти на уплату НДС по сниженным ставкам или на общую систему. Для бухгалтерии это значит: готовить учёт под НДС, проверять контрагентов и готовиться к новому документообороту.
Для этих целей вводится новая статья НК РФ — 288.5, которая регулирует доначисление налога («трансферт» в бюджет), если фактическая ставка оказывается ниже.
При этом часть налога (5%) будет поступать в федеральный бюджет, а 10% — в бюджеты субъектов РФ.
Также в проекте продлевается закреплённая ранее норма — ограничение на уменьшение налога на прибыль текущего года за счёт убытков прошлых лет — до 2030 года.
Главное — повышение предельного дохода, дающего право на стандартный вычет на детей: с 350 000 до 450 000 рублей в год. Это расширит круг семей, которые смогут воспользоваться льготой.
Также уточняется порядок расчёта вычетов: теперь при определении лимита учитываются только доходы, облагаемые основным НДФЛ.
Отдельное внимание уделено налоговым агентам: теперь они будут обязаны удерживать НДФЛ со всех выигрышей — вне зависимости от суммы. Кроме того, уточняется перечень доходов, освобождаемых от налога, и обновляются отдельные льготы для физических лиц.
Для бухгалтеров и налоговых агентов это означает необходимость пересмотреть порядок удержаний и обновить внутренние регламенты.
Эти функции возьмёт на себя ФНС, которая будет направлять организациям готовые уведомления. Срок уплаты авансов при этом переносится на месяц позже.
Для бизнеса это снижение административной нагрузки и риск-менеджмент — меньше ошибок в расчётах, меньше споров. Однако важно будет тщательно сверять поступающие уведомления и контролировать корректность начислений.
Проект охватывает все крупные направления: НДС, спецрежимы (УСН, ПСН), страховые взносы, Налог на прибыль, НДФЛ, имущественные налоги, госпошлины и администрирование. Предполагается, что основные нормы вступят в силу с 1 января 2026 года, если закон будет принят в нынешней редакции.
Сегодня в рамках текущей статьи рассмотрим ключевые изменения по направлениям, а также, на что стоит обратить внимание бухгалтерии и бизнесу.
Изменения по НДС и порогу по УСН
Одно из ключевых изменений проекта —это повышение основной ставки НДС с 20% до 22%. Это шаг, который ощутят практически все участники рынка. При этом льготная ставка 10% сохранится для социально значимых категорий — продуктов питания, медикаментов, детских товаров.Кроме того, предлагается пересмотреть порядок налогообложения отдельных операций, например реализации имущественных комплексов или оказания электронных услуг иностранными компаниями — для них вводятся уточнённые «расчётные» ставки. Для бизнеса повышение НДС означает увеличение налоговой нагрузки, необходимость пересматривать цены, контракты и финансовые модели. Особенно чувствительно это для компаний с низкой долей входного НДС — розницы, сферы услуг, малого бизнеса, где маржа и без того невелика.
Снижение порога доходов для УСН: с 60 млн → 10 млн руб.
Значительные изменения ждут и «упрощёнку». Законопроект предлагает снизить максимальный порог дохода для применения УСН с нынешних 60 млн до 10 млн рублей в год.
Таким образом, предприниматели и организации, чья выручка превысит этот лимит, автоматически теряют право работать без НДС и должны будут перейти на уплату НДС по ставке 5 или 7 процентов в зависимости от объемов доходов.
С 01.01.2026 налогоплательщик УСН применяет специальную ставку НДС:
- 5%, если доходы за 2025 год составили от 60 млн рублей до 250 млн рублей (с учетом индексации);
- 7%, если доходы за 2025 год составили от 250 млн рублей до 450 млн рублей (с учетом индексации).
Однако для многих малых предприятий и ИП это означает потерю упрощённого режима и необходимость вести полноценный учёт НДС, подавать декларации, отслеживать вычеты, управлять кассовыми разницами и взаимодействовать с налоговой по поводу выставления и корректировки счетов-фактур.
Еще один момент: патентная система (ПСН) также подвергается пересмотру — лимит по доходам для применения ПСН также предлагается снизить до 10 млн руб.
Более того, из перечня видов деятельности, допускаемых на ПСН, предлагаются исключить некоторые популярные виды. Например, такие как: торговля в стационарных торговых залах, грузоперевозки и др.
В результате бизнесу стоит уже сейчас проанализировать свою выручку, спрогнозировать развитие на 2026 год и заранее оценить, не придётся ли перейти на уплату НДС по сниженным ставкам или на общую систему. Для бухгалтерии это значит: готовить учёт под НДС, проверять контрагентов и готовиться к новому документообороту.
Страховые взносы: ужесточение льгот
Законопроект также пересматривает систему страховых взносов:- Льготный тариф (15%) для субъектов МСП предлагается сохранить лишь для приоритетных отраслей (обработка, производство, транспорт, электроника и др.), а для остальных вернуть общий тариф 30% (в пределах предельной базы) и 15 % сверх её.
- В IT-секторе пониженный тариф (ранее ~7,6 %) предлагается повысить до 15% на выплаты в пределах базы.
- Новое требование: при выплате заработной платы ниже МРОТ руководителям компания должна «доначислять» взносы, исходя из МРОТ.
Налог на прибыль: минимальный налог для международных групп
Законопроект вводит значительное новшество применительно к компаниям, входящим в международные группы компаний (МГК). С 1 января 2026 года такие организации должны обеспечить, чтобы их эффективная налоговая ставка по прибыли не была ниже 15%.Для этих целей вводится новая статья НК РФ — 288.5, которая регулирует доначисление налога («трансферт» в бюджет), если фактическая ставка оказывается ниже.
При этом часть налога (5%) будет поступать в федеральный бюджет, а 10% — в бюджеты субъектов РФ.
Также в проекте продлевается закреплённая ранее норма — ограничение на уменьшение налога на прибыль текущего года за счёт убытков прошлых лет — до 2030 года.
НДФЛ: изменения в вычетах и налоговой нагрузке
В части НДФЛ проект не вводит прогрессивную шкалу, но предлагает ряд точечных изменений.Главное — повышение предельного дохода, дающего право на стандартный вычет на детей: с 350 000 до 450 000 рублей в год. Это расширит круг семей, которые смогут воспользоваться льготой.
Также уточняется порядок расчёта вычетов: теперь при определении лимита учитываются только доходы, облагаемые основным НДФЛ.
Отдельное внимание уделено налоговым агентам: теперь они будут обязаны удерживать НДФЛ со всех выигрышей — вне зависимости от суммы. Кроме того, уточняется перечень доходов, освобождаемых от налога, и обновляются отдельные льготы для физических лиц.
Для бухгалтеров и налоговых агентов это означает необходимость пересмотреть порядок удержаний и обновить внутренние регламенты.
Имущественные налоги и освобождение от самостоятельного расчёта
С 2027 года компании будут освобождены от самостоятельного расчёта транспортного налога и налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости.Эти функции возьмёт на себя ФНС, которая будет направлять организациям готовые уведомления. Срок уплаты авансов при этом переносится на месяц позже.
Для бизнеса это снижение административной нагрузки и риск-менеджмент — меньше ошибок в расчётах, меньше споров. Однако важно будет тщательно сверять поступающие уведомления и контролировать корректность начислений.
Госпошлины и цифровые механизмы
Проект также затрагивает госпошлины:- Вводится госпошлина за передачу сведений о маркированных товарах в систему «Честный знак» при оформлении заявок на коды маркировки.
- Меняется порядок уплаты пошлины в судебных делах: если решение не в пользу ответчика, уплата пошлины переносится на срок исполнения акта, а не на дату вступления решения в силу.
- Предлагается расширение возможности возврата излишне уплаченной пошлины через «Госуслуги» в любых случаях.
- Расширение цифровых механизмов администрирования госпошлин (интеграция с электронными сервисами, учётные механизмы) предусмотрено законопроектом.
Налоговое администрирование и цифровизация
Проект предусматривает следующие ключевые изменения в налоговом администрировании:- Цифровизация функций расчёта имущественных налогов — налоговые органы рассчитают налоги и разошлют уведомления вместо плательщиков.
- Правило переноса сроков уплаты: если срок уплаты налога (включая авансовые платежи) выпадает на выходной день, то срок переносится на предшествующий рабочий день, а не на следующий. Это касается налогов, но не страховых взносов и сборов.
- Развитие инвесткредитов и рассрочек: при необходимости компаниям будет проще получить рассрочку или налоговый инвесткредит на срок до 10 лет.
- Упрощение критериев налогового мониторинга: сейчас для попадания под налоговый мониторинг компания должна соответствовать всем трём критериям (выручка, активы, суммы уплаченных налогов). В проекте планируется, чтобы соответствие одному из критериев давало право включения в мониторинг.
Мегагрупп.ру