Главная \ О компании \ Блог \ Новый ФСБУ по инвентаризации

Новый ФСБУ по инвентаризации

В апреле вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета — ФСБУ 28/2023 (приказ Минфина РФ от 13.01.2023 № 4н). В текущем и следующем году использовать ФСБУ можно по желанию, а вот с 01.04.2025 применение новых правил по инвентаризации станет обязательным.

ФСБУ 28/2023 не применяют бюджетные организации.

Новый стандарт не используют при инвентаризации драгоценных металлов и камней.

Применение ФСБУ в 2023 и 2024 годах

Организации могут применять ФСБУ 28/2023 уже сейчас. Решение необходимо закрепить в учетной политике.

В 2023 и 2024 годах компании вправе руководствоваться прежними правилами, которые закреплены в приказе Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Последний раз по старым правилам провести инвентаризацию можно перед составлением годовой отчетности за 2024 год.

Структура ФСБУ 28/2023

Новый стандарт включает 3 раздела:
  1. Общие положения
  2. Требования к инвентаризации
  3. Обязательное проведение инвентаризации

Основные положения

Минфин РФ в информационном сообщении от 12.04.2023 № ИС-учет-44 дал комментарии в отношении нового ФСБУ.

Требования к инвентаризации:
  • полнота (полная проверка всех объектов инвентаризации);
  • применение способов фактического выявления наличия (подсчет, проверка документов, осмотр и т. п.);
  • оформление результатов с помощью документов (акты, описи и т. д.);
  • создание необходимых условий (нужные специалисты, измерительные приборы, исправные технические и транспортные средства и т. д.);
  • отражение результатов инвентаризации на счетах бухучета.

Терминология

В новом стандарте даны определения таких понятий, как объекты, результаты, документы инвентаризации и т. д.

К объектам инвентаризации относят (п. 18 ФСБУ):
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования деятельности;
  • объекты (имущество, имущественные права), которые учитываются на забалансовых счетах;
  • неучтенное имущество, неучтенные имущественные права и обязательства.

При инвентаризации допустимо использовать видео- и фотофиксацию.

Результаты инвентаризации — расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.

Квалификация результатов инвентаризации — это выявление:
  • излишков объектов инвентаризации;
  • недостач активов;
  • испорченных (поврежденных) активов;
  • возможности использования или продажи испорченных (поврежденных) активов;
  • пересортицы активов;
  • оснований для возмещения недостачи активов;
  • оснований для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной;
  • оснований для списания обязательств;
  • оснований для доначисления или досписания других объектов бухучета.
В п. 12 ФСБУ прописан порядок определения стоимости излишков и недостач.

Фактическое наличие объектов инвентаризации — действительное существование объектов инвентаризации, их состояние и обоснованность нахождения у организации.

Документы инвентаризации — документы, которыми оформляются сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета, результаты инвентаризации. Организация самостоятельно определяет состав документов (в методических указаниях 1995 года перечень регламентирован).

Срок проведения инвентаризации — даты начала и окончания инвентаризации.

Материально ответственные лица (МОЛ) — работники, на которых возложена материальная ответственность, а также руководители и члены коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности. МОЛ должны присутствовать при инвентаризации основных средств, наличных денег, запасов. Нельзя записывать данные о количестве активов со слов МОЛ.

Обязательная инвентаризация

Установлены случаи обязательного проведения инвентаризации:
  1. Составление годовой бухгалтерской отчетности. При этом инвентаризировать основные средства можно раз в три года, а библиотечные фонды — один раз в пять лет. В общем случае инвентаризация проводится по состоянию на отчетную дату.
  2. Передача (возврат) активов, имущественного комплекса в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов.
  3. Смена МОЛ. Инвентаризация проводится по состоянию на день приемки-передачи дел.
  4. Смена руководителя коллектива/бригады, выбытие из коллектива/бригады более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
  5. Обнаружение факта утраты или порчи активов.
  6. Пожар, авария, стихийные бедствия и иные происшествия.
  7. При реорганизации организации (кроме преобразования). Инвентаризация проводится перед составлением передаточного акта или разделительного баланса.
  8. Ликвидация организации. Инвентаризация проводится перед составлением промежуточного ликвидационного баланса.

Комиссия по инвентаризации

В комиссию нельзя включать МОЛ.

Комиссия, созданная для проведения обязательной инвентаризации, должна включать не менее 5 человек (п. 21 ФСБУ).

Можно обойтись без комиссии, если:
  • в организации только 1-2 работника (руководитель и бухгалтер);
  • инвентаризацию проводит аудитор/аудиторская организация на основании договора;
  • инвентаризацию проводит уполномоченная ревизионная комиссия.
Бесплатная консультация
Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся в самое ближайшее время!
Адрес:
199004, Россия, г. Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского Oстрова, д. 54, офис 10
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить