Дата публикации: 28.12.2021
Работа кадровиков станет проще, благодаря введению электронного документооборота (ЭДО). Федеральным законом от 22.11.2021 № 377-ФЗ утверждены новые статьи Трудового кодекса — 22.1, 22.2 и 22.3.
Работодатели имеют право выбора: продолжить работу, фиксируя кадровые события на бумаге, или перейти на электронные документы.
Если компания выберет второй вариант, нужно определиться с информационной системой. Именно в ней будут создаваться, подписываться и храниться электронные кадровые документы. Законодатель предлагает готовое решение — единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Работодатель может разработать свою систему для работы с электронными документами. Главное, чтобы она соответствовала требованиям ТК РФ.
Как внедрить ЭДО:
Не требуется согласие лица при трудоустройстве с 01.01.2022, если по состоянию на 31.12.2021 у такого работника отсутствует трудовой стаж.
Расходы на работу в системе кадрового ЭДО (в том числе на покупку электронных подписей для работников) несет работодатель. Работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись.
Поправки в ТК РФ позволяют вести электронно:
Однако здесь могут возникнуть противоречия, если работник не отказался от бумажной трудовой книжки. По правилам в графе 4 трудовой книжки нужно указывать номер приказа о приеме на работу или реквизиты иного решения (приказ Минтруда от 19.05.2021 № 320н). Трудовой договор вряд ли можно отнести к решениям работодателя.
Вопросы могут возникнуть и при заполнении формы СЗВ-ТД. Правила позволяют указывать реквизиты документа, подтверждающего оформление трудовых отношений. Здесь трудовой договор вполне подойдет. Но возникает другая проблема: в договоре может быть две даты (дата подписания и дата выхода на работу). Какую дату указывать в форме, вопрос открытый.
С 01.03.2022 заработают поправки, внесенные в ТК РФ Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ. Новая статья 214.1 ТК РФ устанавливает запрет на работу в опасных условиях. Также у работодателей появятся дополнительные полномочия в области охраны труда (например, видеофиксация производственного процесса).
Работодатели имеют право выбора: продолжить работу, фиксируя кадровые события на бумаге, или перейти на электронные документы.
Если компания выберет второй вариант, нужно определиться с информационной системой. Именно в ней будут создаваться, подписываться и храниться электронные кадровые документы. Законодатель предлагает готовое решение — единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Работодатель может разработать свою систему для работы с электронными документами. Главное, чтобы она соответствовала требованиям ТК РФ.
Как внедрить ЭДО:
- Выбрать систему для работы.
- Определить порядок доступа к системе.
- Утвердить список электронных документов.
- Утвердить категории работников, в отношении которых осуществляется ЭДО.
- Определить сроки уведомления работников о переходе на ЭДО.
- Прописать выше перечисленные условия работы в локальном нормативном акте организации.
Не требуется согласие лица при трудоустройстве с 01.01.2022, если по состоянию на 31.12.2021 у такого работника отсутствует трудовой стаж.
Расходы на работу в системе кадрового ЭДО (в том числе на покупку электронных подписей для работников) несет работодатель. Работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись.
Поправки в ТК РФ позволяют вести электронно:
- трудовой договор;
- ученический договор;
- договор о материальной ответственности;
- договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы;
- приказ о применении дисциплинарного взыскания;
- уведомление об изменении условий трудового договора;
- заявление на увольнение;
- согласие на перевод и т. д.
Ограничения по ведению ЭДО
Нормы ст. 22.2 и 22.3 ТК РФ не распространяются на следующие документы:- трудовые книжки;
- сведения о трудовой деятельности работников в электронном виде;
- акт о несчастном случае на производстве;
- приказ (распоряжение) об увольнении работника;
- документы, подтверждающие прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемые работником.
Другие изменения в ТК РФ
Новая редакции ст. 68 ТК РФ позволяет оформлять прием на работу только с помощью трудового договора. Приказ о приеме с 22.11.2021 издавать не обязательно.Однако здесь могут возникнуть противоречия, если работник не отказался от бумажной трудовой книжки. По правилам в графе 4 трудовой книжки нужно указывать номер приказа о приеме на работу или реквизиты иного решения (приказ Минтруда от 19.05.2021 № 320н). Трудовой договор вряд ли можно отнести к решениям работодателя.
Вопросы могут возникнуть и при заполнении формы СЗВ-ТД. Правила позволяют указывать реквизиты документа, подтверждающего оформление трудовых отношений. Здесь трудовой договор вполне подойдет. Но возникает другая проблема: в договоре может быть две даты (дата подписания и дата выхода на работу). Какую дату указывать в форме, вопрос открытый.
С 01.03.2022 заработают поправки, внесенные в ТК РФ Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ. Новая статья 214.1 ТК РФ устанавливает запрет на работу в опасных условиях. Также у работодателей появятся дополнительные полномочия в области охраны труда (например, видеофиксация производственного процесса).