Дата публикации: 29.09.2021
Сферу госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Стороны закупок заключают контракт.
Можно выделить основные типы контрактов:
Контракт жизненного цикла включает в себя не только поставку товара (выполнение работ), но и последующее обслуживание, ремонт и утилизацию при необходимости.
Казначейское сопровождение устанавливается в случаях, если:
Организации, выполняющие госзаказ за счет федерального бюджета, прямые затраты включают в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции.
Накладные расходы такие организации включают в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу.
Коммерческие расходы включают в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по госзаказу за счет средств федерального бюджета, и иной продукции, выпускаемой организацией. Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.
Финансовый результат = Договорная цена — Фактические затраты.
Поставщики отражают в учете комиссионные сборы и денежное обеспечение госконтракта. Электронные торговые площадки выставляют счета-фактуры и акты (или УПД) за участие в торгах.
НМЦК всегда указывается с НДС (исключение — необлагаемые товары).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств поставщик заплатит от 0,1 % до 10 % от стоимости контракта. Процент штрафа зависит от суммы контракта. Например, если цена контракта составляет 85 млн рублей, штраф составит 1 % (850 000 рублей).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, штраф составит от 1 000 до 100 000 рублей в зависимости от цены контракта.
Если заказчик нарушит условия, его также ждет штраф от 1 000 до 100 000 рублей в зависимости от стоимости контракта. Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.
Можно выделить основные типы контрактов:
- Государственные.
- Муниципальные.
- Контракты жизненного цикла.
- Контракты с казначейским сопровождением.
Контракт жизненного цикла включает в себя не только поставку товара (выполнение работ), но и последующее обслуживание, ремонт и утилизацию при необходимости.
Казначейское сопровождение устанавливается в случаях, если:
- Предусмотрен аванс:
- по контрактам с получателями субсидий и бюджетных инвестиций;
- по государственным оборонным заказам, если общая сумма контракта от 100 млн рублей;
- по контрактам на сумму от 100 млн рублей с федеральными бюджетными и автономными учреждениями. При этом у них должны быть открыты лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, а источником финансового обеспечения должны выступать субсидии (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и 78.2 БК РФ);
- по контрактам на сумму от 100 млн рублей для обеспечения государственных нужд и нужд субъекта РФ, бюджетных инвестиций по концессионным соглашениям. Источник финансирования — целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета региональному на софинансирование капвложений в объекты госсобственности субъекта или муниципальной собственности.
- Государственный контракт подписан с единственным поставщиком на сумму от 600 000 рублей.
- Заключен государственный контракт по государственному оборонному заказу на сумму от 600 000 рублей.
- Установлена предельная начальная максимальная цена контракта (НМЦК) для медицинских изделий. НМЦК зависит от затрат на покупку медицинских изделий в прошлом году. Минимальное значение НМЦК — 600 000 рублей, максимальное значение — 1,5 млн рублей (Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 № 620).
- Изменился порядок внесения в реестр недобросовестных поставщиков (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ).
- Участники электронных аукционов, открытых конкурсов и бумажных запросов котировок, электронных запросов предложений не обязаны предоставлять в составе заявки ИНН учредителей. Нельзя требовать с них эту информацию (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ).
- С 2022 года федеральные заказчики должны указывать специальный КБК для ряда закупок: покупка недвижимости; подготовка проектной документации, инженерные изыскания; строительство, реконструкция, капремонт, снос объектов капстроительства. Если расходы на закупку у муниципальных и региональных заказчиков обеспечиваются средствами федерального бюджета, требование про указание специального КБК к ним тоже относится (Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799).
Бухгалтерский и налоговый учет у исполнителя
Поставщики товаров по гособоронзаказу, а также организации, выполняющие заказ за счет федерального бюджета, обязаны вести раздельный учет. Порядок ведения такого учета следует закрепить в учетной политике. Нюансы ведения раздельного учета прописаны в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 № 47.Организации, выполняющие госзаказ за счет федерального бюджета, прямые затраты включают в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции.
Накладные расходы такие организации включают в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу.
Коммерческие расходы включают в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по госзаказу за счет средств федерального бюджета, и иной продукции, выпускаемой организацией. Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.
Финансовый результат = Договорная цена — Фактические затраты.
Поставщики отражают в учете комиссионные сборы и денежное обеспечение госконтракта. Электронные торговые площадки выставляют счета-фактуры и акты (или УПД) за участие в торгах.
НМЦК всегда указывается с НДС (исключение — необлагаемые товары).
Ответственность за нарушение условий контракта
Штрафные санкции прописаны в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств поставщик заплатит от 0,1 % до 10 % от стоимости контракта. Процент штрафа зависит от суммы контракта. Например, если цена контракта составляет 85 млн рублей, штраф составит 1 % (850 000 рублей).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, штраф составит от 1 000 до 100 000 рублей в зависимости от цены контракта.
Если заказчик нарушит условия, его также ждет штраф от 1 000 до 100 000 рублей в зависимости от стоимости контракта. Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.